Юридический журнал директора школы :: Статья «Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методические рекомендации по обеспечению права на получение общего образования детей, прибывающих с территории Украины»

 

Опубликовано: Юридический журнал директора школы, №7 2014 г.
Рубрика материала: Защита и охрана прав несовершеннолетних

Файлы материала:
 pdf  скачать → (95435 байт)
 doc  скачать → (23184 байт)


   

 

Памятка для руководителя организации, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам, при приеме детей, прибывающих с территории Украины

1. В Российской Федерации право на образование гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе.

Лицо, признанное беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи имеют право на получение содействия в устройстве детей лица, признанного беженцем, в государственные или муниципальные дошкольные образовательные организации и общеобразовательные организации наравне с гражданами Российской Федерации в соответствии с указанным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации. В Российской Федерации образование может быть получено:

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Прием в организации, осуществляющие образовательную деятельность по общеобразовательным программам (далее — организации, осуществляющие образовательную деятельность), детей, прибывших с территории Украины (в том числе детей лиц, признанных беженцами, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства), осуществляется по личному заявлению родителя (законного представителя) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина или лица без гражданства. Лицом, признанным беженцем, предъявляется удостоверение установленной формы (удостоверение беженца).

Родителями (законными представителями) ребенка в заявлении указываются следующие сведения:

а) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) ребенка;

б) дата и место рождения ребенка;

в) фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии) родителей (законных представителей) ребенка;

г) адрес фактического проживания ребенка, его родителей (законных представителей);

д) контактные телефоны родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, прибывшие с территории Украины, дополнительно предъявляют документ, подтверждающий родство заявителя (или законность представления прав ребенка), и документ, подтверждающий право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).

Документы представляются на русском языке или вместе с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык.

(Справочно: отсутствие документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык не является основанием для отказа в приеме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность).

В случае невозможности, в силу чрезвычайных обстоятельств, представления документов на русском языке или их заверенного перевода на русский язык на момент подачи родителем (законным представителем) заявления о приеме ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родителя (законного представителя) и документа, подтверждающего право заявителя на пребывание в Российской Федерации (миграционная карта и др.).

В исключительных случаях (если ребенок прибыл с территории Украины в сопровождении родственника или иного лица, не имеющих законного права представлять интересы конкретного ребенка, либо без сопровождения) рекомендуется принять ребенка в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на основании заявления родственника или иного лица, заинтересованных в обеспечении права ребенка на получение общего образования, либо на основании личного заявления ребенка, достигшего возраста 14 лет.

Родители (законные представители) детей имеют право по своему усмотрению представлять другие документы, в том числе медицинскую карту ребенка.

При приеме в организации, осуществляющие образовательную деятельность, (10 и 11 классы) представляется аттестат об основном общем образовании (об окончании 9 класса) установленного образца.

Отметки, полученные в период обучения в Украине с использованием в школе двенадцатибалльной системы оценок (в том числе при прохождении государственной аттестации), переводятся в пятибалльную систему оценивания следующим образом:

Украина Россия

«10», «11», «12» «5»

«9», «8», «7» «4»

«6», «5», «4» «3»

«3», «2», «1» «неудовлетворительно».

Образовательные уровни, установленные в Украине, могут приравниваться к уровням образования, установленным в Российской Федерации следующим образом:

начальное общее образование — к начальному общему образованию;

базовое общее среднее образование — к основному общему образованию;

полное общее среднее образование — к среднему общему образованию.

2. В случаях, когда образование, ранее полученное ребенком, прибывшим с территории Украины, не может быть подтверждено документально, с согласия родителей (законных представителей) ребенка, организуется промежуточная аттестация, .итоги которой позволят рекомендовать класс обучения.

Формы проведения промежуточной аттестации учащихся (собеседование, тест и др.), а также учебные предметы, по которым проводится промежуточная аттестация, и их количество определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность самостоятельно, . с учетом конкретных жизненных ситуаций детей.3. При предоставлении необходимых документов и установлении класса обучения ребенка издается распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о его приеме в данную организацию, осуществляющую образовательную деятельность. Иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

4. Учащимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, предоставляются академические права, в том числе права на:

  • предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции;
  • обучение по индивидуальному учебному плану в пределах осваиваемой образовательной программы в порядке, установленном локальными нормативными актами;
  • уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья; бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами, учебной, производственной, научной базой организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Учащимся предоставляются меры социальной поддержки и стимулирования, в том числе:

  • обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации;
  • обеспечение местами в интернатах;
  • иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления, локальными нормативными актами.

Учащимся организаций, осуществляющих образовательную деятельность, бесплатно предоставляются в пользование на время получения образования учебники и учебные пособия, а также учебно-методические материалы, средства обучения и воспитания.

Установление требований к одежде учащихся относится к компетенции организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Обработка персональных данных (сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение и пр.) несовершеннолетних учащихся и их родителей (законных представителей) осуществляется с согласия родителей (законных представителей) учащихся. (Персональными данными является любая информация, относящаяся к определенному физическому лицу).

6. Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами и обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Родители (законные представители) несовершеннолетних учащихся имеют право:

  • знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
  • знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • защищать права и законные интересы учащихся;
  • получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) учащихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований учащихся;
  • принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, через деятельность органов школьного самоуправления (управляющего совета, совета учащихся, совета родителей), поднимая вопросы, касающиеся организации и осуществления образовательной деятельности.

7. Решение о необходимости привлечения дополнительных средств на нужды организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществление контроля за их расходованием, а также порядок и условия внесения родителями (законными представителями) учащихся добровольных пожертвований и целевых взносов принимается органами школьного самоуправления в составе представителей всех участников образовательных отношений (педагогических работников, учащихся, их родителей (законных представителей), администрации образовательной организации) исключительно на добровольной основе.

8. При приеме детей, прибывающих с территории Украины, необходимо:

предусмотреть возможность обеспечения учащихся необходимыми учебниками и учебными пособиями исходя из расчета не менее одного учебного издания (включая учебники и учебные пособия), достаточного для освоения программы учебного предмета, на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в учебный план образовательной программы, в зависимости от уровня образования;

организовать поддержку учащихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, в том числе учащихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, выявление и удовлетворение их особых образовательных потребностей в единстве урочной и внеурочной деятельности, в совместной педагогической работе специалистов системы общего образования, семьи и других институтов общества и обеспечить интеграцию этих учащихся в организации, осуществляющие образовательную деятельность;

организовать оказание в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии каждому учащемуся, попавшему в трудную жизненную ситуацию (в том числе учащимся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам)? комплексной, индивидуально ориентированной, с учетом состояния здоровья и особенностей психофизического развития психолого-медико-педагогической поддержки и сопровождения в условиях образовательной деятельности;

обеспечить возможность преподавания русского языка как неродного.

9. Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья обучение может быть организовано как совместно с другими учащимися, так и в отдельных классах, группах или организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по адаптированным общеобразовательным программам.

Для данной категории учащихся необходимо создать специальные условия для получения образования.

Под специальными условиями для получения образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего учащимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организации, осуществляющей образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Памятка для классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов и иных педагогических работников по работе с детьми, прибывающими с территории Украины

Педагогам необходимо помнить, что ситуация, в которой оказался ребенок, прибывший с территории Украины (далее — ребенок (дети) из семей беженцев), рассматривается как трудная жизненная ситуация. В психолого-педагогической практике трудная жизненная ситуация определяется как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Работа педагогов с детьми из семей беженцев включает в себя три основные функции:

  • образовательную (организация и проведение консультаций для родителей);
  • психологическую (организация работы с ребенком и его семьей);
  • посредническую (информирование, организация и координация деятельности смежных специалистов, установление связей и партнерских отношений между семьей и организацией, осуществляющей образовательную деятельность по общеобразовательным программам).

Работа педагогов-психологов заключается в оказании конкретной помощи учащимся в адаптации к новым условиям и должна быть построена с учетом сложности ситуации, в которой оказались семьи беженцев.

Возможные психолого-педагогические проблемы, характерные для детей из семей беженцев в возрасте от 7 до 12 лет: трудности в обучении, усвоении отдельных предметов; невротические реакции, фобии, нарушения сна и аппетита как следствие перенесенного травматического шока; нарушения поведения; низкий уровень общей социальной и психологической адаптации.

У детей в возрасте от 13 до 16 лет возможны низкая социальная активность, недостаточная социально-психологическая адаптация, сложности в межличностных контактах, невротические и неврозоподобные реакции.

Возможные методы психологической помощи детям из семей беженцев:

  • тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации;
  • групповая работа по преодолению страхов;
  • психологическое консультирование и психотерапия (семейная терапия, арт-терапия).

Перечень методик для оценки готовности к обучению детей в школе:

  • выявление общей осведомленности — знает ли ребенок имена родителей, собственное имя и возраст, страну рождения, страну проживания, адрес; выявление уровня развития тонкой (мелкой) моторики;
  • тест Ирасека-Керна, в процессе которого ребенку предлагается скопировать фразу на незнакомом языке и группу точек, выявляет готовность руки к школе;
  • оценка способности ребенка к пониманию причинно-следственных связей и оценка развития экспрессивной речи производится с помощью рассказа по специально подготовленной сюжетной картинке (одна картинка из набора);
  • оценка степени сформированности понятийного мышления и уровня обобщений, изучение стиля мыслительной деятельности, с использованием наглядного варианта методики «Исключение предмета» («Четвертый лишний»);
  • оценка продуктивного внимания и работоспособности проводится с помощью корректурной пробы;
  • шкала оценки уровня реактивной и личностной тревожности;
  • шкала самооценки и уровня притязаний Т. Дембо и С. Я. Рубинштейн; тест Куна «Кто Я?», тест двадцати высказываний;
  • экспресс-опросник «Индекс толерантности»;
  • оценка социально-психологической адаптированности личности.

Данные методики помогут педагогам-психологам и социальным педагогам выявить личностные особенности учащихся из семей беженцев и определить пути оптимизации и дальнейшего формирования у них эффективных стратегий, способствующих преодолению трудных жизненных ситуаций.

В работе с детьми из семей беженцев важны приемы и методы организации работы с постравматическим стрессом, направленные на преодоление травматического опыта, последствий травматического события, коммуникативных барьеров, изоляции, которая возникла в ходе «капсулирования» травматического опыта, формирование навыков толерантного общения, адекватного психологического контакта, бесконфликтного поведения, навыков саморегуляции.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.