Юридический журнал директора школы :: Статья «Методические рекомендации по организации приносящей доход деятельности образовательной организации»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методические рекомендации по организации приносящей доход деятельности образовательной организации»

 

Опубликовано: Юридический журнал директора школы, №1 2018 г.
Рубрика материала: Финансирование и управление

Файлы материала:
 pdf  скачать → (131687 байт)
 doc  скачать → (34172 байт)


   

 

Организация приносящей доход деятельности является важным направлением в деятельности образовательных организаций. Именно платные образовательные услуги способствуют более полному удовлетворению возрастающих потребностей населения в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формировании культуры здорового и безопасного образа жизни, укреплении здоровья детей и взрослых.

В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.

 

Понятия, используемые в настоящих рекомендациях

«Заказчик» — физическое и (или) юридическое лицо, имеющее намерение заказать либо заказывающее платные образовательные услуги для себя или иных лиц на основании договора;

«исполнитель» — организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность);

«недостаток платных образовательных услуг» — несоответствие платных образовательных услуг или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых платные образовательные услуги обычно используются, или целям, о которых исполнитель был поставлен в известность заказчиком при заключении договора, в том числе оказании их не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы);

«обучающийся» — физическое лицо, осваивающее образовательную программу;

«платные образовательные услуги» — осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об образовании, заключаемым при приеме на обучение (далее — договор);

«существенный недостаток платных образовательных услуг» — неустранимый недостаток, или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

«приносящая доход деятельность» — самостоятельно осуществляемая на свой риск деятельность образовательной организации, направленная на получение дохода от предоставления товаров (работ, услуг) за плату, указанная в учредительных документах учреждения и не противоречащая целям его создания.

 

Нормативные правовые акты, регулирующие оказание платных услуг:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее — Гражданский кодекс Российской Федерации или ГК РФ);

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»);

Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей»;

Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»;

Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;

Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 15.08.2013 № 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг» (далее — Правила оказания платных образовательных услуг);

Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ;

Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 «Об утверждении примерной формы договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам»;

Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам»;

Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования».

 

Информация, обязательная для размещения на стенде образовательной организации при предоставлении платных образовательных услуг

Образовательная организация обязана предоставлять заказчику достоверную информацию о себе и об оказываемых платных образовательных ус лугах, обеспечивающую возможность их правильного выбора (пункт 9 Правил оказания платных образовательных услуг).

Информационная открытость в отношении оказываемых платных образовательных услуг должна обеспечиваться образовательной организацией как в месте фактического осуществления образовательной деятельности, так и в месте нахождения филиала образовательной организации (при наличии последнего).

На информационных стендах образовательной организации размещаются:

1. Наименование образовательной организации;

2. Местонахождение (юридический адрес) образовательной организации;

3. Адрес и телефон учредителя образовательной организации;

4. Устав образовательной организации (копия);

5. Положение об оказании платных образовательных услуг образовательной организацией;

6. Лицензия на осуществление образовательной деятельности (копия);

7. Свидетельство о государственной аккредитации (копия);

8. Образец договора об оказании платных образовательных услуг;

9. Перечень утвержденных платных образовательных программ, формы и сроки их освоения, стоимость и порядок оплаты;

10. Документы о порядке оказания платных образовательных услуг (в т. ч. образец договора об оказании платных образовательных услуг);

11. Иные документы, которые могут обеспечить предоставление достоверной информации об оказываемых услугах, например локальный нормативный акт об основаниях снижения стоимости платных образовательных услуг;

12. Форма документа, выдаваемого по окончании (если это предусмотрено законодательством);

13. Отчет о поступлении и расходовании средств, полученных образовательным учреждением.

На официальном сайте образовательной организации в сети Интернет информация размещается в соответствии с требованиями статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

 

Приносящая доход деятельность образовательной организации

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» определил, что образовательные организации, вне зависимости от организационно-правовой формы, в которой они созданы, являются некоммерческими организациями.

В соответствии с частью 4 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) некоммерческим организациям предоставлено право осуществлять приносящую доход деятельность при соблюдении следующих условий:

право на осуществление приносящей доход деятельности предусмотрено уставом;

приносящая доход деятельность служит достижению целей, ради которых создана некоммерческая организация, и соответствует таким целям.

Пожертвования, получаемые образовательной организацией от физических и (или) юридических лиц, а также благотворительная деятельность в отношении образовательной организации не являются приносящей доход деятельностью образовательной организации, а являются источниками формирования имущества.

Понятие «приносящая доход деятельность», применяемое в Гражданском кодексе Российской Федерации и нормах специального законодательства, является объемлемым.

Частью 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательной организации предоставлено право осуществления образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Таким образом, основным видом приносящей доход деятельности образовательной организации является оказание платных образовательных услуг.

В качестве еще одного вида приносящей доход деятельности можно отметить производство товаров, при этом указанное производство должно, как отмечалось выше, служить целям деятельности образовательной организации и соответствовать им, т. е. должна однозначно и четко прослеживаться связь с целью деятельности образовательной организации — образовательной деятельностью.

Например, в образовательной организации в рамках дополнительной образовательной программы по выращиванию сельскохозяйственных культур и пользованию сельхозтехникой вырастили картофель или в рамках основной образовательной программы обучающиеся изготовили предметы интерьера, одежду и пр.

Такую связь, даже если она косвенная и находится в начале или конце технологической цепочки, администрация образовательной организации должна иметь возможность продемонстрировать и доказать при проверке компетентными органами.

Сдача в аренду имущества (как недвижимого, так и движимого) Гражданский кодекс Российской Федерации также относит к приносящей доход деятельности образовательной организации.

При подготовке проекта устава (изменений в устав) необходимо проанализировать все возможные источники поступления средств и указать соответствующие виды деятельности в уставе, обычно это делается прямым перечислением.

Образовательная организация вправе оказывать платные образовательные услуги физкультурно-спортивной, художественно-эстетической направленности, а также осуществлять иную приносящую доход деятельность (в уставе должен быть указан исчерпывающий перечень):

оказывать лечебно-оздоровительные услуги;

выполнять работы (услуги) по государственным (муниципальным) контрактам и иным гражданско-правовым договорам в качестве подрядчика (исполнителя);

сдавать в аренду государственное (муниципальное) имущество, принадлежащее образовательной организации на праве оперативного управления.

 

Особенности осуществления приносящей доход деятельности образовательной организации разных организационно-правовых форм

Частным образовательным организациям помимо указанных выше видов приносящей доход деятельности законодательством предоставлено право приобретать и реализовывать ценные бумаги, имущественные и неимущественные права, а также участвовать в хозяйственных обществах и в товариществах на вере в качестве вкладчика.

В отношении ведения приносящей доход деятельности государственными (муниципальными) образовательными организациями различного типа Гражданским кодексом РФ установлены следующие правила.

Казенное учреждение может осуществлять приносящую доход деятельность в соответствии со своим уставом. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации (часть 4 статьи 298 ГК РФ).

Для казенного учреждения не важно, появились ли денежные средства за счет приносящей доход деятельности или они были предоставлены учредителем, — расходование любых средств будет контролироваться учредителем в рамках бюджетной сметы.

Рассматривая правила ведения приносящей доход деятельности автономными и бюджетными учреждениями, прежде всего необходимо отметить, что финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания не зависит от доходов учреждения, полученных в рамках приносящей доход деятельности. Это является серьезным экономическим стимулом для ведения приносящей доход деятельности.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет дополнительных средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного или бюджетного учреждения (пункты 2, 3 статьи 298 ГК РФ).

В случае если автономное или бюджетное учреждение сдает в аренду с согласия учредителя недвижимое имущество и особо ценное движимое имущество, закрепленное за учреждением учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется (часть 3 статьи 4 Федерального закона «Об автономных учреждениях», часть 6 статьи 92 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

 

Планирование приносящей доход деятельности

Эффективная реализация возможности образовательных организаций привлекать дополнительные источники финансирования невозможна без стратегического (долгосрочного) планирования приносящей доход деятельности. Планирование приносящей доход деятельности является необходимым элементом реализации программы развития образовательной организации и является частью общего стратегического планирования.

Планирование приносящей доход деятельности должно осуществляться на основании принципов системности, законности, профессионализма, непрерывности, рационализма.

Принцип системности: приносящая доход деятельность должна соответствовать целям деятельности образовательной организации, осуществляться с учетом потребностей обучающихся.

Платная образовательная деятельность должна представлять собой и самостоятельную систему, включающую различные направления развития личности, формы, способы и методы их реализации.

При этом приносящая доход деятельность должна быть реализована с учетом возможностей образовательной организации и иметь определенную организационно-хозяйственную обособленность.

Принцип законности: приносящая доход деятельность должна осуществляться в строгом соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в пределах, установленных уставом образовательной организации.

Принцип профессионализма: реализация тех или иных видов приносящей доход деятельности должна осуществляться лицами, обладающими соответствующим уровнем профессиональной компетентности.

Реализация платных образовательных услуг должна осуществляться только педагогами, имеющими соответствующий уровень квалификации, на основании использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания.

Принцип непрерывности: приносящая доход деятельность должна осуществляться на долговременной основе, с учетом не только многообразия различных ее видов, но и их преемственности по отношению друг к другу.

Перерывы и «провалы», например в системе платной образовательной деятельности образовательной организации, могут негативно сказаться как на финансовом состоянии образовательной организации, так и на ее имидже.

Принцип рациональности: при выборе видов приносящей доход деятельности и форм ее реализации следует руководствоваться соотношением затрат и полученной прибыли. Так, например, доходы от оказания платных образовательных услуг должны быть больше, чем затраты на их реализацию.

 

Платные образовательные услуги в образовательной организации

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» устанавливает право образовательных организаций оказывать платные образовательные услуги. К таким услугам часть 1 статьи 101 Федерального закона № 273-ФЗ относит осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Оказание платных образовательных услуг относится к приносящей доход деятельности образовательных организаций. Виды платных образовательных услуг образовательная организация определяет самостоятельно. Как и вся приносящая доход деятельность, оказание платных образовательных услуг должно быть закреплено в уставе образовательной организации.

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (часть 2 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

Таким образом, для определения видов платных образовательных услуг применительно к отдельной образовательной организации следует исключить те виды образовательной деятельности, которые для государственных (муниципальных) учреждений предусмотрены государственным (муниципальным) заданием, а для частных образовательных организаций обеспечиваются за счет субсидий из средств соответствующего бюджета (часть 3 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Для того чтобы не допустить нарушения законодательства, необходимо проанализировать основную образовательную программу (далее — ООП). Платные образовательные услуги могут дополнять, углублять знания, умения и навыки, формируемые в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта (далее — ФГОС), но не могут заменять ООП ни целиком, ни в какой-либо ее части.

Запрещается оказывать платные образовательные услуги во время проведения учебных занятий в рамках ООП, заменять учебные занятия по ООП дополнительными платными занятиями.

Особенно внимательно к определению видов платных образовательных услуг следует отнестись руководителям образовательных организаций, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение). Углубленное изучение предметов (предметных областей) в таких образовательных организациях обеспечивается в рамках ООП.

Кроме того, нельзя отнести к платным образовательным услугам:

снижение установленной наполняемости классов (групп), деление их на подгруппы при реализации ООП;

сдачу экзаменов в порядке экстерната;

получение образования данного уровня впервые и при поступлении в образовательную организацию на конкурсной основе;

дополнительные занятия с неуспевающими и т. п.

Осуществляя планирование платных образовательных услуг, руководителю целесообразно проанализировать возможности образовательной организации в целях наиболее эффективной организации деятельности по реализации платных образовательных услуг.

Условия увеличения стоимости и снижения стоимости платных образовательных услуг определены в статье 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В случае оказания платных образовательных услуг изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение предшествует заключение договора об образовании (часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). Общие требования к договору об оказании платных образовательных услуг установлены статьей 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», порядок заключения договора определен Правилами оказания платных образовательных услуг.

 

Организация деятельности по оказанию платных образовательных услуг

В соответствии со статьей 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Руководитель образовательной организации при принятии решения об организации платных образовательных услуг вправе привлекать к выполнению стоящих перед ним задач работников одного или нескольких структурных подразделений, например:

бухгалтера (экономиста) — в части организации и проведения маркетинговых исследований и расчета стоимости услуг;

заместителя руководителя, ответственного за методическую работу, — в части методического и кадрового обеспечения образовательного процесса.

Либо руководитель может делегировать часть своих полномочий должностному лицу, ответственному за реализацию платной образовательной деятельности.

 

Этап 1. Планирование платной образовательной деятельности

Планирование платной образовательной деятельности может быть включено в общий бизнес-план приносящей доход деятельности в целях выявления наиболее перспективного результата и определения средств для его достижения.

Шаг 1. Проведение маркетингового исследования

Маркетинговое исследование проводится в целях обеспечения эффективности и привлекательности услуг для потребителей, а также для разработки уникального предложения (отличного от предложений конкурентов) для привлечения большего числа потребителей.

Анализ потребностей в услугах может быть проведен в том числе посредством анкетирования родителей и обучающихся и (или) путем опроса — голосования на официальном сайте образовательной организации.

Отдельное внимание необходимо уделить кадровому обеспечению услуг, в т. ч. наличию квалифицированных работников и их загруженности при реализации основной образовательной программы.

Шаг 2. Расчет стоимости услуг

При расчете стоимости услуг необходимо руководствоваться принципом рациональности, т. е. соотношением затрат и полученной прибыли.

Доходы от оказания услуг должны превышать затраты на их реализацию, в противном случае реализация услуг становится экономически невыгодной для образовательной организации.

С этой целью проводится анализ обоснованности затрат, их влияния на результат и прибыль, составляется смета доходов и расходов (калькуляция стоимости услуги), определяется цена услуг.

При составлении сметы целесообразно учесть возможное снижение стоимости услуг для отдельных категорий обучающихся за счет покрытия из средств, полученных от приносящей доход деятельности, и иных средств образовательной организации.

Этап 2. Нормативное обеспечение платной образовательной деятельности

При принятии решения об оказании услуг и локальных нормативных актов, касающихся организации услуг, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Шаг 1. Анализ учредительных и разрешительных документов

Анализ устава осуществляется на предмет наличия всех видов услуг, которые планируется реализовывать, необходимости корректировки требований к возникновению и прекращению образовательных отношений, организации и осуществлению образовательной деятельности за счет физических и (или) юридических лиц и т. п.

Анализируется необходимость внесения изменений в лицензию на осуществление образовательной деятельности в связи с принятием решения об оказании услуг за счет средств физических и (или) юридических лиц.

Шаг 2. Нормативная регламентация услуг

Разрабатываются или корректируются локальные нормативные акты, регламентирующие организацию и порядок оказания услуг в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», Правилами оказания платных образовательных услуг.

Положением об оказании платных образовательных услуг или отдельным локальным актом могут быть определены основания и порядок снижения стоимости услуг (пункт 7 Правил оказания платных образовательных услуг).

Договор об оказании платных образовательных услуг разрабатывается в соответствии с требованиями статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Если для оказания услуг создается отдельное структурное подразделение, например блок дополнительного образования детей, разрабатывается и утверждается соответствующее положение.

Этап 3. Обеспечение образовательного процесса

Образовательной организации необходимо обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, качество подготовки обучающихся, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся.

Шаг 1. Методическое обеспечение оказания услуг

Для оказания услуг разрабатываются и утверждаются соответствующие дополнительные образовательные программы, расписание занятий и т. п.

Количество часов и тематика занятий должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся.

Шаг 2. Организация процесса обучения

Готовятся распорядительные акты по организации деятельности групп (структурного подразделения), регламентирующие порядок организации работы по оказанию услуг, включая режим работы групп, закрепление помещений за группами, предельную наполняемость групп и т. п.

Шаг 3. Кадровое обеспечение

Определяются функциональные обязанности работников, оказывающих конкретную услугу, разрабатываются и утверждаются соответствующие должностные инструкции. При необходимости корректируется штатное расписание и график работы педагогов.

Оформляются трудовые отношения с работниками, осуществляющими педагогическую деятельность в группах (структурном подразделении), оказывающих услуги.

В случае, если образовательная организация не располагает необходимыми педагогическими кадрами для реализации заявленных услуг, руководитель может принять на педагогическую должность работника на условиях совместительства.

Этап 4. Оказание услуг

Услуги должны оказываться в полном объеме в соответствии с образовательной программой (частью образовательной программы) и условиями договора (пункт 6 Правил оказания платных образовательных услуг).

Шаг 1. Информирование потребителей

Требования к открытости и доступности информации, касающейся услуг, предусмотрены пунктом 4 части 2 статьи 29 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и пунктом 9 Правил оказания платных образовательных услуг.

В соответствии с пунктом 11 Правил оказания платных образовательных услуг указанная информация размещается в месте фактического осуществления образовательной деятельности, а также в месте нахождения филиала образовательной организации (при наличии).

Шаг 2. Оформление образовательных отношений

Изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в образовательную организацию предшествует заключение договора об образовании (часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

Договор об образовании заключается в простой письменной форме. Сведения, указанные в договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

Шаг 3. Контроль качества оказания услуг

Общий контроль качества оказываемых услуг, а также контроль поступления и расходования средств, полученных от оказания услуг, осуществляет руководитель образовательной организации.

Для осуществления текущего контроля организации услуг в целом, а также выполнения в полном объеме образовательных программ распорядительным актом руководителя может быть назначено ответственное должностное лицо.

 

Лицензия на оказание платных образовательных услуг

В соответствии с частью 1 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности имеет приложение, являющееся ее неотъемлемой частью (часть 4 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»),

Приложение к Положению о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966, содержит перечень образовательных услуг по реализации образовательных программ, которым лицензирующий орган руководствуется при оформлении приложения к лицензии.

В приложении к лицензии указываются сведения о видах образования, об уровнях образования, о подвидах дополнительного образования, а также адреса мест осуществления образовательной деятельности, за исключением мест осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, основным программам профессионального обучения.

Что касается платных услуг, то согласно части 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять указанную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Таким образом, для целей лицензирования не имеет значения, осуществляется ли образовательная деятельность организацией за счет средств физических и (или) юридических лиц или она осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

 

Локальные нормативные акты образовательной организации, регламентирующие предоставление платных образовательных услуг

Согласно части 5 статьи 55 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» общие требования к приему на обучение в образовательную организацию на места с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами определяются локальными нормативными актами, разработанными в соответствии с законодательством РФ. Следовательно, каждая образовательная организация должна привести локальные акты, регламентирующие предоставление платных образовательных услуг, в соответствие с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 № 706, и другими нормативными правовыми актами.

Для этого необходимо:

1) внести изменения в устав (если не все виды платных образовательных услуг, которые планируется реализовывать, указаны как виды уставной деятельности), скорректировав требования к возникновению и прекращению образовательных отношений между образовательной организацией и потребителем образовательных услуг, организации и осуществлению образовательной деятельности за счет физических и (или) юридических лиц и т. п.;

2) скорректировать правила приема обучающихся в образовательную организацию с учетом новых требований к заключению договоров об образовании;

3) сформировать как отдельный локальный акт порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (в случае, если данные вопросы не нашли свое отражение в других локальных актах, например в положении об оказании платных образовательных услуг);

4) скорректировать и утвердить перечень платных образовательных услуг, исходя из ресурсных возможностей образовательной организации, а также запросов (потребностей) обучающихся и их родителей (законных представителей);

5) скорректировать положение об оказании платных образовательных услуг, форму договора об оказании платных образовательных услуг, порядок ценообразования и расчета за оказание платных образовательных услуг;

6) утвердить учебный план, учебные программы и требования к реализации по каждой платной образовательной услуге;

7) оформить приказом руководителя образовательной организации ответственных лиц за реализацию каждой образовательной программы, состав участников, организацию работы по предоставлению платных образовательных услуг (расписание занятий, режим работы и т. п.), преподавательский состав.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, необходимо учитывать мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

До принятия такого документа, как порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, необходимо провести его общественное обсуждение и обеспечить участие представителей заинтересованных сторон в процедуре принятия (утверждение на расширенном заседании педагогического совета с представителями родительских комитетов и т. п.).

Примерный перечень локальных актов образовательной организации при оказании платных образовательных услуг:

Положение об оказании платных образовательных услуг в части, не урегулированной законодательством об образовании;

Положение о порядке оплаты труда работников, привлеченных на договорной основе к выполнению работ по предоставлению платных образовательных услуг;

Штатное расписание системы платных образовательных услуг;

Должностные инструкции работников системы платных образовательных услуг;

Положение об основаниях снижения стоимости платных образовательных услуг по договорам об оказании платных образовательных услуг.

 

Оказание репетиторских услуг

Репетиторство — это вид образовательной деятельности, представляющий собой учебные занятия преподавателей с целью углубления знаний по отдельным дисциплинам для подготовки к экзаменам, закрепления знаний. Репетиторские занятия могут быть как групповыми, так и индивидуальными. Репетиторством могут заниматься не только отдельные преподаватели, но и образовательные учреждения.

 

Организация репетиторства

Репетиторство как вид образовательной деятельности относится в Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН) к группе «Прочие услуги в системе образования».

Организация оказания репетиторских услуг учреждением позволяет расширить спектр платных услуг, получить дополнительные доходы, что особенно важно для финансовой стабильности учреждения в текущих экономических условиях. Выступая на рынке репетиторских услуг, образовательная организация может составить сильную конкуренцию преподавателям, занимающимся с учениками частным образом, за счет имеющихся кадровых и материально-технических ресурсов, а также репутации организации.

Руководителям государственной (муниципальной) образовательной организации и финансовой службы важно правильно организовать данную деятельность, чтобы соблюсти все требования законодательства.

Так, согласно части 1 статьи 101 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Платные образовательные услуги представляют собой осуществление образовательной деятельности по заданиям и за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется учреждениями в соответствии с уставными целями.

Таким образом, при оказании репетиторских услуг между образовательным учреждением и заказчиком обязательно должен заключаться письменный договор.

 

Условия договора

В форме договора нужно указать учебные дисциплины (предметы), количество академических часов занятий (в неделю, в месяц или общее количество часов в течение срока действия договора), стоимость услуг, даты начала и окончания занятий, место проведения занятий и другие существенные условия.

Необходимо помнить, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов бюджетной системы РФ. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг возвращаются оплатившим эти услуги лицам (часть 2 статьи 101 Закона № 273-ФЗ). В связи с этим в договоре об оказании платных репетиторских услуг необходимо четко формулировать предмет договора (например, углубленное изучение английского языка или подготовка к поступлению на обучение в вуз по определенной специальности). Предмет договора должен быть сформулирован так, чтобы было ясно, что данные услуги являются дополнительными, не входят в образовательные программы учреждения или не предусмотрены ими.

Также следует помнить, что учреждения, осуществляющие образовательную деятельность за счет бюджетных ассигнований, вправе осуществлять за счет средств физических и (или) юридических лиц образовательную деятельность, не предусмотренную установленным государственным или муниципальным заданием либо соглашением о предоставлении субсидии на возмещение затрат, на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях (часть 3 статьи 101 Закона № 273-ФЗ).

Оказание репетиторских услуг должно осуществляться в соответствии с Правилами оказания платных образовательных услуг.

Правилами оказания платных образовательных услуг не предусмотрен порядок подтверждения факта оказания платных услуг, однако учреждению для защиты своих финансовых интересов важно установить в договоре сроки и порядок подписания актов оказания услуг, подтверждающих, что заказчик услуги получил в полном объеме и не имеет претензий к их качеству.

 

Бесконфликтный репетитор

При реализации репетиторских услуг важно также избежать конфликта интересов педагогических работников.

Конфликт интересов педагогического работника — это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (пункт 33 статьи 2 Закона № 273-ФЗ).

Педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника (часть 2 статьи 48 Закона № 273-ФЗ).

Таким образом, во избежание конфликта интересов целесообразно, чтобы преподаватель, непосредственно оказывающий репетиторские услуги данному обучающемуся, не вел с ним те же занятия, которые он ведет в рамках основной деятельности учреждения. В связи с этим в договоре на оказание репетиторских услуг может указываться конкретный педагог или педагоги, ведущие репетиторские занятия с данным учеником.

Здесь также следует помнить, что под педагогическим работником в целях Закона № 273-ФЗ подразумевается физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (пункт 21 статьи 2 Закона № 273-ФЗ). Для проведения репетиторских занятий учреждение вправе привлечь по гражданско-правовому договору преподавателя, обладающего соответствующей квалификацией и не являющегося работником учреждения.

 

Установление стоимости оказываемых образовательных услуг

Стоимость оказываемых образовательных услуг в договоре определяется по соглашению между образовательной организацией и потребителем. На оказание образовательных услуг, предусмотренных договором, составляется смета. Составление такой сметы по требованию потребителя или исполнителя обязательно. В этом случае смета становится частью договора (п. 18 и 19 Правил оказания платных образовательных услуг).

Органам местного самоуправления предоставлено право регулирования цен на услуги, оказываемые муниципальными образовательными учреждениями, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

 

Изменение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора

Согласно пункту 8 Правил оказания платных образовательных услуг увеличение стоимости платных образовательных услуг после заключения договора не допускается, за исключением увеличения стоимости указанных услуг с учетом уровня инфляции, предусмотренного основными характеристиками федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период.

При этом организация, осуществляющая образовательную деятельность и предоставляющая платные образовательные услуги обучающемуся (к организации, осуществляющей образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность), вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору с учетом покрытия недостающей стоимости платных образовательных услуг за счет собственных средств, в т. ч. средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (пункт 7 Правил оказания платных образовательных услуг).

Основания и порядок снижения стоимости платных образовательных услуг устанавливаются локальным нормативным актом и доводятся до сведения заказчика и (или) обучающегося.

 

Уменьшение стоимости оказанных платных образовательных услуг

В соответствии с пунктом 17 Правил оказания платных образовательных услуг, уменьшение стоимости оказанных платных образовательных услуг возможно при обнаружении их недостатка, в т. ч. оказании не в полном объеме, предусмотренном образовательными программами (частью образовательной программы). В таком случае заказчик (родители или законные представители несовершеннолетнего обучающегося) вправе по своему выбору потребовать:

1) соразмерного уменьшения стоимости оказанных платных образовательных услуг;

2) безвозмездного оказания образовательных услуг;

3) возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных платных образовательных услуг своими силами или третьими лицами.

Заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный срок недостатки не устранены образовательной организацией — исполнителем. Этим правом можно воспользоваться и в том случае, когда обнаружен существенный недостаток оказанных платных образовательных услуг или иные существенные отступления от условий договора (пункт 18 Правил оказания платных образовательных услуг).

Если исполнитель нарушил сроки оказания платных образовательных услуг (сроки начала и (или) окончания их оказания, промежуточные сроки) либо если во время оказания услуг стало очевидным, что они не будут осуществлены в срок, заказчик вправе по своему выбору:

1) назначить исполнителю новый срок, в течение которого исполнитель должен приступить к оказанию платных образовательных услуг и (или) закончить их оказание;

2) поручить оказать платные образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

3) потребовать уменьшения стоимости платных образовательных услуг;

4) расторгнуть договор (пункт 19 Правил оказания платных образовательных услуг).

Заказчик вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания платных образовательных услуг, а также в связи с их недостатками (пункт 20 Правил оказания платных образовательных услуг).

 

Примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам

Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» под дополнительным образованием понимается вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Дополнительное образование включает в себя:

дополнительное образование детей и взрослых;

дополнительное профессиональное образование.

Реализация дополнительных образовательных программ может осуществляться образовательными организациями как за счет средств соответствующего бюджета, так и за счет средств физических и (или) юридических лиц (платные образовательные услуги). Платные образовательные услуги оказываются на основании договора об образовании.

Платные образовательные услуги оказываются в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Правилами оказания платных образовательных услуг.

Приказом Минобрнауки России от 25.10.2013 № 1185 была утверждена примерная форма договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам (далее — примерная форма договора). Основными положениями примерной формы договора являются следующие:

1. Договор заключается в простой письменной форме;

2. Договор заключается между:

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и лицом, зачисляемым на обучение (родителями (законными представителями) несовершеннолетнего лица);

организацией, осуществляющей образовательную деятельность, лицом, зачисляемым на обучение, и физическим или юридическим лицом, обязующимся оплатить обучение лица, зачисляемого на обучение.

3. В договоре должны быть указаны основные характеристики образования:

вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и (или) направленности);

форма обучения;

срок освоения образовательной программы (продолжительность обучения).

4. Договор не может содержать условия, которые ограничивают права лиц, имеющих право на получение образования определенных уровня и направленности и подавших заявления о приеме на обучение, и обучающихся или снижают уровень предоставления им гарантий по сравнению с условиями, установленными законодательством об образовании.

5. В договоре, заключаемом при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица, т. е. в договоре об оказании платных образовательных услуг, указываются полная стоимость услуг и порядок их оплаты.

Сведения, указанные в таком договоре, должны соответствовать информации, размещенной на официальном сайте образовательной организации в сети Интернет на дату заключения договора.

Договор об оказании платных образовательных услуг может быть расторгнут в одностороннем порядке организацией в случае просрочки оплаты стоимости услуг, а также в случае, если надлежащее исполнение обязательства по оказанию услуг стало невозможным вследствие действий (бездействия) обучающегося.

Основания расторжения в одностороннем порядке организацией, осуществляющей образовательную деятельность, договора об оказании платных образовательных услуг указываются в договоре (часть 8 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В примерную форму договора об образовании на обучение по дополнительным образовательным программам входят пункты, регламентирующие права и обязанности образовательной организации, лица, производящего оплату по договору, и обучающегося, а также стоимость услуг, сроки и порядок их оплаты и ответственность сторон.

Для того чтобы выбрать нужные формулировки при составлении договора, необходимо внимательно ознакомиться с примечаниями к примерной форме договора. В примечаниях указаны нормы законодательства, на основании которых в форму договора введен тот или иной пункт, и соответствующие пояснения.

В частности, согласно пункту 3.1.2 договора исполнитель (организация, осуществляющая образовательную деятельность, либо индивидуальный предприниматель) обязан довести до заказчика информацию, содержащую сведения о предоставлении платных образовательных услуг в порядке и объеме, которые предусмотрены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В примечании к пункту дается ссылка на пункт 10 Правил оказания платных образовательных услуг.

В соответствии с пунктом 3.1.7 примерной формы договора исполнитель обязан обеспечить обучающемуся уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья. Данное положение — норма, закрепленная в пункте 9 части 1 статьи 34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

В примечании к пункту 4.1 примерной формы договора, устанавливающего стоимость платных образовательных услуг за весь период обучения, приводится норма части 5 статьи 54 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», согласно которой организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе снизить стоимость платных образовательных услуг по договору об оказании платных образовательных услуг с учетом покрытия их недостающей стоимости за счет собственных средств, в т. ч. средств, полученных от приносящей доход деятельности, добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц.

 

Договор об образовании по образовательной программе дошкольного образования

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не содержит особенностей заключения, изменения и расторжения договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования.

Основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт образовательной организации. В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме на обучение предшествует заключение договора об образовании (часть 2 статьи 53 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Договор об образовании заключается в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», Правилами оказания платных образовательных услуг, Гражданским кодексом Российской Федерации.

В соответствии с частью 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.

Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования является смешанным, т. к. в нем содержатся элементы как договора на обучение по образовательной программе дошкольного образования, так и возмездного оказания услуг по присмотру и уходу.

К такому договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора (часть 3 статьи 421 части первой ГК РФ).

Приказом Минобрнауки России от 13.01.2014 № 8 утверждена примерная форма договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования. Предметом договора являются:

оказание образовательных услуг в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования;

содержание воспитанника в образовательной организации;

присмотр и уход за воспитанником.

Кроме этого, форма договора предусматривает возможность оказания платных образовательных услуг.

Форма договора об образовании по образовательной программе дошкольного образования является примерной и может быть модифицирована образовательной организацией под конкретную ситуацию (можно убрать лишние разделы, например раздел о дополнительных образовательных услугах, добавить новые положения и т. п.), но при этом она должна соответствовать требованиям законодательства в сфере образования.

Изменение условий уже заключенного договора об образовании осуществляется по соглашению сторон и совершается в простой письменной форме (статья 452 ГК РФ).

Кроме этого, необходимо отметить особенность договора об образовании по образовательной программе дошкольного образования — законодательных оснований для расторжения такого договора по инициативе образовательной организации нет. Расторгнуть договор об образовании по образовательной программе дошкольного образования можно только по общим основаниям прекращения образовательных отношений с образовательной организацией.

 

Расходование бюджетными и автономными учреждениями средств от приносящей доход деятельности

В соответствии с частью 2, 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) автономные и бюджетные учреждения вправе осуществлять приносящую доход деятельность, если:

это служит достижению целей, ради которых они созданы;

деятельность соответствует этим целям;

право осуществления деятельности закреплено учредительными документами.

Доходы, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетных и автономных учреждений.

При расходовании средств, полученных от приносящей доход деятельности, бюджетными учреждениями необходимо помнить об ограничениях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и Федеральным законом «О некоммерческих организациях».

Так, бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, а также недвижимым имуществом, в т. ч. приобретенным за счет приносящей доход деятельности (часть 10 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Кроме того, бюджетным учреждениям важно помнить о необходимости согласования с учредителем совершения крупной сделки, в том числе в отношении имущества, приобретенного за счет приносящей доход деятельности (часть 13 статьи 9.2 Федерального закона «О некоммерческих организациях»).

Что касается автономного учреждения, то средства, полученные от приносящей доход деятельности, и приобретенное за счет этих средств имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения (часть 2 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации, часть 2 статьи 3 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Собственник имущества автономного учреждения не имеет права на получение доходов от осуществления автономным учреждением деятельности и использования закрепленного за автономным учреждением имущества (часть 9 статьи 2 Федерального закона «Об автономных учреждениях»).

Финансовые механизмы формирования, а также порядок расходования средств, полученных от осуществления приносящей доход деятельности бюджетными и автономными учреждениями, как правило, определяются в локальном нормативном акте образовательной организации.

Доходы, полученные автономными и бюджетными учреждениями от приносящей доход деятельности, расходуются в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности преимущественно на:

оплату труда работников образовательной организации;

начисления на оплату труда;

приобретение нефинансовых активов, оказание услуг, выполнение работ, необходимых для осуществления приносящей доход деятельности и развития материально-технической базы образовательной организации;

оплату установленных законодательством налогов и сборов;

покрытие снижения стоимости платных образовательных услуг для отдельных категорий обучающихся;

иные расходы, необходимые для осуществления приносящей доход деятельности.

Расходы по приносящей доход деятельности, как и любой финансово-хозяйственной деятельности образовательной организации, необходимо отражать в бухгалтерском учете.

Некоммерческая организация вправе осуществлять приносящую доход деятельность. При этом приносящая доход деятельность должна (статья 50 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ):

служить и соответствовать достижению целей, ради которых создана организация;

предусматриваться учредительными документами (уставом).

При оказании платных услуг необходимо учитывать, что аналогичные услуги не должны быть предусмотрены государственным или муниципальным заданием либо соглашением о выделении субсидии на возмещение затрат, т. е. платные услуги не могут быть оказаны вместо основной образовательной деятельности, финансируемой из бюджета. Выполнение данного принципа гарантирует бесплатность и доступность образования, предусмотренные Конституцией РФ.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.