Юридический журнал директора школы :: Статья «Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методические рекомендации по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления»

 

Опубликовано: Юридический журнал директора школы, №1 2018 г.
Рубрика материала: Финансирование и управление

Файлы материала:
 pdf  скачать → (90752 байт)
 doc  скачать → (21551 байт)


   

 

Введение

Целью создания детских общественных движений и ученического самоуправления является развитие ценностных личностных качеств ребенка, формирующих внутреннюю позицию несовершеннолетнего, направленную на его социальную активность.

Детские общественные движения и органы ученического самоуправления — это формы общественной самоорганизации детей, позволяющие им реализовать право на участие в принятии решений, затрагивающих их интересы, свободно выражать свои взгляды и участвовать в деятельности по реализации принятых решений. Кроме этого, участие в деятельности детских общественных движений позволяет детям приобрести опыт коллективной деятельности и в значительной мере способствует развитию их личности.

Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и специалистам органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном детском движении, обратить внимание на возможности новых подходов к развитию актуальной социальной инфраструктуры современного детства.

Основные понятия

Общественное движение — состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественное объединение — добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели). Право граждан на создание общественных объединений реализуется как непосредственно путем объединения физических лиц, так и через юридические лица — общественные объединения (ст. 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Общественная организация — основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан (ст. 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет (ст. 19 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»).

Согласно ст. 51 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» «впредь до принятия федеральных законов о государственно-общественных и общественно-государственных объединениях указанные объединения создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти».

К таким объединениям относится Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников», созданная по Указу Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 536.

Государственная поддержка детских общественных объединений — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти в области государственной молодежной политики в целях создания и обеспечения правовых, экономических и организационных условий деятельности детских общественных объединений, направленных на социальное становление, развитие и самореализацию детей в общественной жизни, а также охрану и защиту их прав (Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»).

Ученическое самоуправление — это форма реализации обучающимися права на учет их мнения в управлении той образовательной организацией, где они обучаются. Данное право закреплено ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Законодательная и нормативная правовая база

Законодательная и нормативная правовая база обеспечения деятельности детских общественных движений и органов ученического самоуправления представлена следующими документами:

— Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I;

— Гражданским кодексом РФ;

— Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

— Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 28.06.1995 № 98-ФЗ

«О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»;

— Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

— Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников“»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

— распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

— ведомственными документами Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

Кроме того, в 76 субъектах РФ действуют законодательные акты, касающиеся поддержки молодежных и детских общественных объединений.

Организационно-методическая поддержка деятельности детских общественных объединений

Детское движение в современной России является многообразным по содержанию деятельности и своей структуре и представлено разноуровневыми и многопрофильными детскими объединениями. Эти объединения классифицируются следующим образом (классификация условна):

— по территориальной сфере деятельности — общероссийские, международные, межрегиональные, региональные, городские, районные, местные;

— по юридическому статусу — имеющие государственную регистрацию (юридические лица) и функционирующие в соответствии с законодательством без оформления государственной регистрации;

— по организационно-правовым формам — детские общественные движения, детские общественные организации, детские объединения клубного типа и др.; кроме этого, в 2015 году Указом Президента Российской Федерации создана Общероссийская общественно-государственная детско-юношеская организация «Российское движение школьников»;

— по доминирующему возрасту участников — разновозрастные детские объединения (от 8 до 18 лет и старше) и детские объединения, объединяющие детей примерно одного возраста;

— по численности — от нескольких десятков до сотен детей (в организациях областного, краевого, республиканского уровня — до нескольких тысяч человек);

— по профилю (видам) деятельности — патриотические, поисковые, экологические, информационно-журналистские, творческие и другие, а также многопрофильные детские объединения (клубы, команды, отряды, патрули и др.).

К полномочиям образовательных организаций относится «содействие деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, осуществляемой в образовательной организации и не запрещенной законодательством Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ст. 28 «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации», п. 19).

Практически во всех регионах детское движение представляет собой многообразие организаций. Российское движение школьников призвано объединить все лучшие практики в области воспитания подрастающего поколения, которые на сегодняшний день существуют в России, а также обобщить опыт лучших детских общественных организаций. Созданная общероссийская детско-юношеская организация в первую очередь консолидирует в себе уже существующие детские общественные движения в школе, унифицирует их программы воспитания и позволяет вывести всю работу в целом на новый общероссийский уровень.

Основные задачи и механизмы поддержки детских общественных объединений

1. Создание и ведение реестра, формирование банка данных детских общественных объединений региона.

2. Систематизация нормативно-правового сопровождения деятельности детских общественных объединений.

3. Научно-методическое сопровождение развития детского движения региона:

— создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по работе детских общественных объединений;

— разработка методических пособий и рекомендаций, оказание консультационных и методических услуг;

— создание единого методического центра поддержки деятельности детского движения региона.

4. Укрепление и развитие материальной базы детских общественных объединений:

— развитие системы финансовой поддержки перспективных программ и проектов детских общественных объединений (гранты, конкурсы и т.п.);

— развитие системы передачи услуг социально ориентированных некоммерческих организаций из числа детских общественных объединений;

— предоставление помещений на льготной основе для текущей, проектной деятельности и консолидации детских общественных объединений региона.

5. Развитие межведомственного взаимодействия государственных, муниципальных, общественных, частных организаций по поддержке детского движения региона.

6. Развитие системы информационной поддержки различных форм детских общественных объединений региона:

— проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития детского движения;

— создание единого регионального информационного поля для детских общественных объединений;

— проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике детских общественных объединений;

— развитие разнообразных форм социальной рекламы деятельности детских общественных объединений.

7. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников детских общественных объединений:

— проведение конкурсов лидеров и активистов детских общественных объединений;

— проведение кадровых школ для руководителей, специалистов, актива и потенциальных участников детских общественных объединений по различным направлениям;

— популяризация достижений детских общественных объединений на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;

— создание и ведение кадрового реестра специалистов детских общественных объединений, развитие системы стажировок.

Организационно-методическая поддержка деятельности органов ученического самоуправления

Принципы ученического самоуправления: добровольность; включенность всех групп детей; приоритет развития ребенка; повсеместное присутствие (участие ребенка в принятии всех касающихся его решений с учетом степени его зрелости, возрастных и психологических возможностей); доверие (предоставление детям большей свободы действий, увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения собственных целей.

Основные задачи и механизмы поддержки ученического самоуправления

1. Формирование открытого банка данных органов ученического самоуправления.

2. Научно-методическое сопровождение развития системы ученического самоуправления:

— создание и систематизация научно-методического материала, передовых педагогических методик и технологий по развитию ученического самоуправления в образовательных организациях региона;

— популяризация существующих и разработка новых методических пособий и рекомендаций, оказание консалтинговых методических услуг;

— создание единого методического центра поддержки деятельности органов ученического самоуправления.

3. Развитие системы информационной поддержки деятельности органов ученического самоуправления:

— проведение ежегодного мониторинга, направленного на изучение состояния и на прогнозирование тенденций развития ученического самоуправления;

— популяризация ученического самоуправления в региональных традиционных и новых медиа, включая проведение специализированных мероприятий для СМИ региона по тематике ученического самоуправления.

4. Развитие системы подготовки кадров, мотивации лидеров и участников ученического самоуправления:

— проведение региональных конкурсов лидеров и лучших проектов ученического самоуправления;

— проведение кадровых школ для руководителей, актива органов ученического самоуправления по различным направлениям;

— популяризация достижений органов ученического самоуправления и педагогов на муниципальном, региональном и всероссийском уровнях;

— разработка системы учета личных достижений активистов ученического самоуправления для стажировок, дальнейшего образования, профессиональной занятости.

5. Развитие системы взаимодействия и преемственности органов ученического самоуправления и общественных объединений региона:

— создание единого коммуникационного пространства на базе методических центров и в сети Интернет;

— совместная реализация социально значимых проектов;

— проведение профильных смен для лидеров ученического самоуправления и детских общественных объединений.

6. Создание системы мотивации руководителей и педагогов образовательных организаций, поддерживающих развитие ученического самоуправления:

— включение специальных номинаций по ученическому самоуправлению в существующие конкурсы для школ, учителей и управленцев;

— разработка системы поощрений по итогам деятельности органов ученического самоуправления в школах в течение учебного года;

— проведение дней открытых дверей, мастер-классов, семинаров в образовательных организациях, где действуют наиболее успешные органы ученического самоуправления.

Формирование органов ученического самоуправления

Рассмотрим процесс создания органов ученического самоуправления на примере первичных отделений Российского движения школьников (далее — РДШ) как одной из наиболее эффективных форм ученического самоуправления. При этом алгоритм создания и структура органов ученического самоуправления будут зависеть от численности обучающихся. Кроме того, деятельность РДШ ведется по четырем основным направлениям, поэтому структура первичных отделений также будет строиться с учетом данных направлений: гражданская активность, личностное развитие, информационно-медийное, военно-патриотическое.

Для образовательной организации с численностью обучающихся более 500 человек первичное отделение РДШ может состоять из четырех центров либо клубов по направлениям, которые возглавляет лидер РДШ и заместитель директора по воспитательной работе. В свою очередь, центры делятся на дополнительные секторы по профилю, а общей координацией центра занимается лидер данного направления. Например, центр по гражданской активности может представлять из себя совокупность направлений: музейного, поискового, экологического и волонтерского. Центр военно-патриотического направления может включать в себя шесть клубов: юных армейцев, спасателей, пограничников, казаков, юных друзей полиции и инспекторов движения.

Центр личностного развития предполагает под собой слаженную работу творческих коллективов, комитетов здорового образа жизни и спорта, а также объединений по популяризации профессий. Центр информационно-медийного направления осуществляет свою деятельность через социальные сети, работу детской редакции, включающей в себя теле-, радио-, видеоконтент.

Для образовательной организации с численностью обучающихся от 120 до 500 человек для работы первичного отделения РДШ могут создаваться базовые детские объединения по каждому из четырех направлений деятельности без дробления на конкретный профиль. Возглавляет такую структуру лидер РДШ по каждому направлению. Лидеры направлений являются детским советом, руководит данной структурой от лица детского коллектива лидер первичной ячейки, а со стороны образовательной организации — старший вожатый или педагог-организатор.

Для образовательной организации с численностью обучающихся менее 120 человек допустимо формирование единого актива первичного отделения РДШ, в котором будут определены ответственные по каждому направлению. Возглавляет детский совет лидер РДШ в школе. Данная модель является упрощенным вариантом первичного отделения.

На муниципальном (районном) уровне рекомендуется создавать детские советы по направлениям деятельности, которые объединят лидеров направлений всех школ данного муниципального образования (района). Такую же структуру рекомендуется создать на уровне региона из числа лидеров муниципальных (районных) советов, лидеры которых входят в рабочие группы при совете регионального отделения РДШ.

Используемые и рекомендуемые источники

1. Прутченков А.С, Фатов И. С. Ученическое самоуправление: организационно-правовые основы, система деятельности: учебно-методическое пособие. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2013. 112 с.

2. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно-метод. пособие. М.: ВЛАДОС, 2004. 158 с.

3. http://минобрнауки.рф.

4. http://www.council.gov.ru.

5. http://www.duma.gov.ru.

6. http://old.gouo.ru.

7. http://www.upo-fco.ru.

8. https://рдш.рф.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.