Юридический журнал директора школы :: Статья «Методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания»
 

Логин или email

Пароль

 
 
 

Регистрация   Напомнить пароль

 

 

 

 

Начало / Архив номеров

Материал «Методические рекомендации по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания»

 

Опубликовано: Юридический журнал директора школы, №1 2018 г.
Рубрика материала: Правовое обеспечение образовательного процесса

Файлы материала:
 pdf  скачать → (88601 байт)
 doc  скачать → (21053 байт)


   

 

Введение

Сетевое взаимодействие в системе воспитания обеспечивает возможность построения ребенком собственной индивидуальной траектории социального становления с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих воспитательную деятельность, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. В реализации сетевого взаимодействия в системе воспитания также могут участвовать научные организации, организации культуры, физкультурно-спортивные, детские и молодежные общественные объединения и иные организации, обладающие ресурсами, необходимыми для осуществления воспитательной деятельности в рамках воспитательной программы, проекта либо конкретной практики. Предлагаемые методические рекомендации дают возможность педагогам, руководителям образовательных организаций и органов управления образованием сориентироваться в новой ситуации, возникшей в отечественном образовании, обратить внимание на возможности совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания.

 

Основные понятия

Сетевое взаимодействие в системе воспитания — система взаимоотношений субъектов воспитания между собой, с социальными партнерами на каждом уровне государственной власти и местного самоуправления, способствующая реализации целей и задач воспитания.

Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания — социальные институты — семья; образование, культура, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации, представляющие интересы субъектов воспитательной деятельности; органы местного самоуправления (в пределах своей компетенции), органы государственной власти на региональном и федеральном уровнях (в пределах своей компетенции).

 

Законодательная и нормативная правовая база

Законодательная и нормативная правовая база совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания представлена следующими документами:

— Конвенцией ООН о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, ратифицированной Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 № 1559-I;

— Гражданским кодексом Российской Федерации;

— Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

— Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

— Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012–2017 годы»;

— Указом Президента Российской Федерации от 29.10.2015 № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации „Российское движение школьников“»;

— постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.1993 № 848 «О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

— распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

— ведомственными документами Министерства образования и науки РФ, органов управления образованием субъектов РФ и муниципальных образований.

 

Совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания

Совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания требует понимания сущности сетевого взаимодействия.

Сетевое взаимодействие в системе воспитания осуществляется через открытую, мобильную и самоорганизующуюся сеть субъектов воспитания, осуществляющих деятельность, ориентированную на реализацию (либо поддержку) воспитательных программ и проектов, не противоречащих положениям Конституции РФ, положениям Стратегии развития воспитания в Российской Федерации до 2025 г., объединенную общепризнанными целевыми установками, принципами организации деятельности, единым информационным пространством и возможностью доступа к организационным, материальным и методическим ресурсам.

Сетевое взаимодействие в системе воспитания осуществляется на субъектном, муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на субъектном уровне — ребенок, семья, образовательные организации дошкольного, общего и дополнительного образования, организации культуры, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации, представляющие интересы субъектов воспитательной деятельности (детей и взрослых).

Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на муниципальном уровне — органы местного самоуправления, муниципальные организации и ведомства, родительская общественность, общественные организации и объединения, подростковые клубы (в том числе клубы по месту жительства), постоянные и временные детские и детско-взрослые сообщества, инициативные объединения, некоммерческие организации.

Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на региональном уровне — органы власти субъектов РФ, региональные организации и ведомства, региональные родительские объединения, региональные отделения всероссийских и международных общественных организаций и объединений, региональные общественные организации и объединения, инициативные объединения, некоммерческие организации.

Участники сетевого взаимодействия в системе воспитания на федеральном уровне — федеральные органы исполнительной и законодательной власти РФ, всероссийские организации и ведомства, всероссийские родительские объединения, всероссийские и международные общественные организации и объединения, некоммерческие организации.

Миссия органов местного самоуправления, органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ, федеральных органов исполнительной и законодательной власти РФ состоит в обеспечении нормативной правовой базы, материально-технической поддержки и программно-методического обеспечения различных форм и практик воспитания (в пределах их конституционных полномочий).

В практической плоскости совершенствование сетевого взаимодействия в системе воспитания требует от органов управления образованием субъектов РФ:

— разъяснения субъектам воспитательной деятельности ценностей, смыслов и содержания сетевого взаимодействия;

— обеспечения нормативных и организационных условий сетевого взаимодействия субъектов воспитания;

— выявления, поддержки и масштабирования практик эффективного сетевого взаимодействия субъектов воспитания в муниципальных образованиях, а также практик сетевого взаимодействия в области внедрения в практику воспитания актуальных научных концепций;

— организации межведомственного сетевого взаимодействия в интересах детства;

— организации сетевых партнерств в сфере подготовки кадров в области воспитания;

— организации системы повышения квалификации и переподготовки кадров руководителей и сотрудников федеральных и региональных органов управления образованием, ответственных за реализацию Стратегии развития воспитания, педагогических кадров образовательных организаций профессионального педагогического образования, федеральных детских оздоровительных центров РФ на базе научных организаций РАО, образовательных организаций высшего образования.

 

Организация сетевого взаимодействия в системе воспитания

Рассмотрим принцип организации сетевого взаимодействия на примере первичных отделений Российского движения школьников (далее — РДШ) как одной из наиболее эффективных форм организации воспитательной работы со школьниками.

Основным руководящим органом в субъекте РФ является Совет регионального отделения. В состав совета регионального отделения входят:

— представители всех организаций, входящих в состав Координационного совета на федеральном уровне (при наличии в регионе);

— координатор ФГБУ «Росдетцентр» (с правом совещательного голоса);

— председатель совета регионального отделения (по должности);

— представители органов исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования;

— до 30% составляют представители региональных общественных организаций и общественных деятелей, ведущих работу по воспитанию подрастающего поколения и формированию личности.

Из числа активных участников федеральных мероприятий по направлениям деятельности РДШ формируются федеральные детские советы по каждому из направлений деятельности РДШ. На данный момент созданы:

— Всероссийский детско-юношеский экологический совет;

— Всероссийский детско-юношеский совет по военно-патриотическому направлению;

— Большая детская редакция;

— Всероссийский детский совет по развитию школьных музеев.

Партнерам РДШ предоставляется возможность войти в состав федеральных и региональных рабочих групп по своему направлению деятельности. Рабочая группа формируется при совете регионального отделения РДШ, входит в его структуру и является коллегиальным органом, образованным в целях эффективной реализации направлений деятельности РДШ путем разработки и внедрения проектов и программ разного уровня и содержания.

На федеральном уровне созданы рабочие группы по четырем направлениям деятельности, в состав которых входят основные организации — партнеры РДШ, члены Координационного совета, совместно с которыми реализуются проекты, конкурсы, акции и слеты.

Основная роль при координации работы с ведомствами и организациями в субъектах Российской Федерации отводится региональным и муниципальным органам власти. Также образовательная организация может выйти с инициативой о заключении соглашения либо через региональные органы власти, либо через председателя регионального отделения РДШ и регионального координатора. Данная система совместной работы школы с партнерами способствует более качественному проведению мероприятий.

Перечень региональных партнеров по военно-патриотическому направлению:

— региональные военные комиссариаты;

— региональные управления МВД;

— региональные управления Пограничной службы ФСБ;

— региональные филиалы университета технологии и управления им. К. Г. Разумовского;

— региональные управления ГИБДД МВД России;

— региональные филиалы ВПЦ «Вымпел»;

— региональные отделения ВДЮОД «Школа безопасности»;

— региональные штабы Всероссийского военно-патриотического детско-юношеского общественного движения «ЮНАРМИЯ»;

— региональные центры военно-патриотического воспитания;

— региональные и межрегиональные военно-патриотические общественные организации.

Перечень региональных партнеров по направлению «Гражданская активность»:

— ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр» (региональные ресурсные центры — станции юных натуралистов);

— эколого-просветительский центр «Заповедники» (экологическое просвещение в вопросах заповедных территорий федерального значения, природных заказников, национальных парков в регионе);

— АНО «Центр „Амурский тигр“» (г. Владивосток);

— региональные отделения Общероссийской общественной организации «Российская экологическая независимая экспертиза»;

— региональные отделения Общероссийской общественной организации «Зеленый патруль»;

— региональные отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры-медики»;

— региональные отделения Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы»;

— региональные волонтерские центры Ассоциации волонтерских центров;

— Общероссийское общественное движение по увековечению памяти погибших при защите Отечества «Поисковое движение России»;

— ФГБОУ ДО «Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения».

Перечень региональных партнеров по направлению «Личностное развитие»:

— Общероссийская общественная организация «Российский Союз Молодежи»;

— Всероссийская федерация школьного спорта;

— Совет проректоров России;

— «Союз пионерских организаций — Федерация детских организаций»;

— Молодежная общероссийская общественная организация «Российские Студенческие Отряды»;

— Всероссийское общественное движение «Волонтеры-медики»;

— Общественно-государственное физкультурно-спортивное объединение «Юность России»;

— Союз композиторов России;

— Союз писателей России;

— Союз художников России;

— Всероссийское физкультурно-спортивное общество «Динамо»;

— Государственная корпорация по космической отрасли «Роскосмос»;

— Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом»;

— региональные министерства спорта и туризма;

— Российский книжный союз.

Перечень региональных партнеров по информационно-медийному направлению:

— региональные ТВ, газеты, электронные СМИ и радио;

— факультеты и кафедры журналистики;

— Web-студии;

— авторы видеоблогов;

— региональные информационные агентства.

На федеральном уровне выстроено взаимодействие со всероссийскими детскими центрами «Орленок», «Океан» и «Смена» (далее — Центры). В 2017 году запланирована организация и проведение 12 тематических и профильных смен, реализуемых совместно с Центрами.

При организации и проведении совместных мероприятий, а также в рамках сотрудничества взаимодействие осуществляется следующим образом.

1. Совместная разработка критериев конкурсного отбора и проведение подбора участников смен. Подбор участников может происходить согласно как региональной квоте (состав и количество человек в делегации определяются на региональном уровне), так и тематической (количество и состав делегации формируются на основании результатов всероссийского отбора).

2. Совместная разработка дополнительных программ, реализуемых во время тематических и профильных смен:

— разработка образовательного блока программы с привлечением педагогов, экспертов, гостей;

— разработка внеучебного, познавательного блока программы.

3. Общая организация и координация деятельности по подготовке и организации смен:

— информирование участников о требованиях и правилах Центра; качественная и своевременная подготовка необходимых документов для участия в смене;

— содействие в отправке делегации.

4. Методическое сопровождение деятельности:

— подбор и использование эффективных технологий, методик для качественного освоения программы участниками смен;

— разработка методических материалов для использования как в рамках смен, так и во время деятельности в течение года;

— организация обмена опытом работы в образовательных организациях по направлениям деятельности РДШ.

 

Заключение

Результатом совершенствования сетевого взаимодействия в системе воспитания является становление устойчивой горизонтальной системы взаимоотношений между субъектами воспитания, соответствующих реалиям современного этапа развития России, способствующих преодолению важнейших вызовов современности.

 

Используемые и рекомендуемые источники

1. Лобок А. М. Сетевое взаимодействие: новый формат или модное название? // Журнал руководителя управления образованием. 2014. № 7.

2. Мирошкина М. Р. Актуальная модель организации работы по месту жительства на основе сетевого подхода. Вариант: методическое пособие. М.: Кейп Паблишерз, 2011. 48 с.

3. http://минобрнауки.рф.

4. http://www.council.gov.ru.

5. http://www.upo-fco.ru.

6. https://рдш.рф.

 

Комментарии:

 

Для того, чтобы оставлять комментарии, вам нужно авторизоваться на сайте.

Если вы еще не являетесь пользователем этого сайта — самое время зарегистрироваться.

 

 
 
  Издательская фирма «Сентябрь»  
 

Журналы

Журнал руководителя управления образованием

Директор школы

Практика административной работы в школе

Юридический журнал директора школы

Практика управления ДОУ

Книги

Библиотека журнала «Директор школы»

Электронные книги

Компакт-диски

Управленческий опыт

Нормотворческая деятельность

Методическая поддержка

Педагогика и психология

Директория

Информационно-аналитическая система для руководителей и специалистов сферы образования

    

Интернет-магазин

Первый в России специализированный интернет-магазин для школьной администрации, методистов  и педагогов.
 

http://shop.direktor.ru


Директору
Завучу
Педагогу
Воспитателю

 

Заказ товаров через интернет и по телефону. Доставка почтой по России. Любые формы наличной и безналичной оплаты, наложенный платеж, платежные системы.

 

Новостные рассылки

Выберите интересные вам темы и подпишитесь на них, перейдя по ссылке:

Рассылки для руководителей образования →

    

Контакты

Телефон: (495) 710-30-01

Факс: (495) 710-30-02

Электронная почта: info@direktor.ru

Адрес и схема проезда

 

Авторам

Рекламодателям

Распространителям

Подписным агентствам

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 



© ООО «Издательская фирма «Сентябрь».
Коммерческое использование материалов сайта запрещено. Некоммерческое использование допускается только при наличии ссылки на сайт.